Ваш город: ?

Бренд, который изменил все принципы работы индустрии производства кроссовок.

30 Декабря 2014
Майкл Джордан и Найк создали уникальную торговую марку – бренд, который кардинальным образом изменил все принципы работы индустрии производства кроссовок. Компания Nike всегда была ориентирована на качество, но она недалеко ушла от тех времен, когда Фил Найт продавал свои легендарные Onitsuka Tigers, а Боуерман создавал кроссовки с характерной рифленой подошвой. В NBA доминировали Лейкерс и Селтикс – детища Ирвина Джонсона и Лари Берда. Но если говорить о кроссовках, то в NBA пальма первенства по популярности принадлежала Converse – как, впрочем, все последние 38 лет. Массачусетская компания сотрудничала по контракту с четырьмя ведущими игроками NBA – это Берд, Мэджик, Айзея Томас, Бернард Кинг. Оставался еще один ведущий игрок – Карим Абдул-Джаббар, у которого был подписан контракт с торговой маркой Adidas.

     Получается, что у бренда Найк было все, что нужно, но почему он тогда поменял концепт презентации своей продукции? Все очень просто – акцент был смещен на качество вместо количества. Было решено забыть о крупных светилах и найти нового игрока, который бы смог продвинуть бренд на шаг вперед конкурентов и заодно собственных прежних достижений, то есть нужна была "свежая кровь". 

В управляющих слоях корпорации развернулись нешуточные споры по поводу выбора этого самого футболиста, «нового имени», но в итоге предложение Сони Ваккаро остановиться на кандидатуре Майкла Джордана взяло верх. Ваккаро на тот момент имел солидный опыт работы в корпорации и точно знал, что нужно компании. Майкл Джордан также был не против подписать контракт, но и тут оказалось не все просто. Футболист уже носил Converse в UNC и мечтал о сотрудничестве с Adidas. Представители Nike решили сработать на опережение и не только предложили контракт первыми плюс больше денег за него, чем дал бы бренд Адидас, но и выступили с идеей создать новую торговую марку (пусть даже на деле она появилась только спустя два десятка лет). Ну а пока что впереди были Олимпийские игры и звезда Джордан появился на обложке издания Sports Illustrated с Converse-ах.

 Air Jordan – новый концепт и громкий скандал 

После окончания Олимпиады Джордан сразу же подписал контракт. Изначально логотип нового подбренда выглядел как мяч с характерными крыльями. Самые первые кроссовки Air Jordan прорывом не стали, но шума произвели немало. Не обошлось без колких шуток – тренер Марк Пфейл с сарказмом назвал модель талисманом от нападок. Комиссар NBA Дэвид Стерн также не оставил красно-черные кроссовки без внимания и сказал, что они нарушают кодекс NBA (игроки Буллз должны носить белую обувь) и запретил Джордану надевать новую модель на игры, иначе ему грозил немалый штраф. Представителей Nike штрафы не напугали, а порадовали – они увидели в них отличную возможность для рекламы и сказали баскетболисту надевать кроссовки несмотря ни на что, а сами взялись выплачивать пени. 

В 1985-м году к апрелю месяцу начались продажи Air Jordan, Майк приближался к званию новичка года. Выпуск спортивной обуви вызвал настоящий ажиотаж – партии разметались с полок практически моментально. С первого релиза бренд Nike и Джордан произвели настоящую революцию на рынке кроссовок и создали качественно новый концепт. Спортсмену, конечно, просто повезло – он оказался там, где и когда нужно. 

Далее началось самопродвижение бренда – молодой бруклинский кинорежиссер Спайк Ли снял фильм “She’s Gotta Have it” с главным героем фаном Марсом Блекмоном, для которого наиболее ценной вещью были кросы Air Jordans. Ли сразу заметили, и рекламный агент по имени Джим Рисуолд предложил Ли и Джордан принять совместное участие в предстоящей рекламной кампании. Модельный ряд обуви Jordan тем временем разрастался. Вторая модель уже шла без свуша и уходила где-то за $100, то есть вдвое дороже первой. Изделия снова не залеживались на полках магазинов, тем более что в текущем сезоне Джордан показал отличные профессиональные успехи и был приглашен в NBA. 

Падения и снова взлеты

 К концу сезона ситуация явно ухудшилась – Штрассер с Муром ушли, а Джордан собирался пойти по них стопам. Но Nike задействовал резервное секретное оружие и не прогадал – архитектор Тинкер Хетфилд взялся за разработку нового дизайна кроссовок, и его модель с новым логотипом в итоге стала любимой среди баскетболистов всех времен. Реклама Ли, дизайн Хетфилда – и кроссовки Air Jordans получили такую популярность, которую трудно было даже предсказывать. Компания-производитель поставила все, что имела, на красное с черным и… конечно же, победила. Джордан стал лучшим игроком NBA, выиграл целых шесть чемпионских титулов, многократно становился самым результативным игроком и при этом не забывал об индивидуальности. Компания сделала ход конем, который могли сделать и гиганты вроде Конверс, но… не догадались. Получилась сенсация, общий подъем и массовая популяризация нового направления. В 1992 году Nike открыли в Чикаго собственный магазин, в 1996 году торговая точка появилась и в Нью-Йорке, через год Jordan выделился в отдельный бренд. Случались времена спада продаж, потом популярность кроссовкам Джордана возвращалась – ретро модели неоднократно взрывали рынок, вытесняя новые кроссовки на второй план.
Комментарии
Добавь комментарий
и получи промо код
со скидкой 3%
Похожие статьи