Ваш город: ?

Дизайнер баскетбольной обуви компании Nike Лео Чанг делится своим мнением о продукции Apple, своих самых сложных проектах и многом другом

23 декабря 2015
Дизайнер баскетбольной обуви компании Nike Лео Чанг делится своим мнением о продукции Apple, своих самых сложных проектах и многом другом
Нам удалось встретиться с дизайнером баскетбольной обуви компании Nike Лео Чангом во время его пребывания в Берлине и задать несколько вопросов о его работе, самых сложных профессиональных вызовах и многом другом.
В прошлом году мы встречались с Лео Чангом, чтобы узнать о модели Hyperdunk 2014. Прошел почти ровно год, и вот мы снова встретились с Лео, чтобы задать ему несколько вопросов о его текущей работе над фирменной линией кроссовок Кевина Дюранта, а также узнать о том, как Лео начинал свою карьеру дизайнера обуви, его учебе в школе дизайна в Род Айленде и многом другом. Итак, вот что нам удалось узнать.  

Лео, представься, пожалуйста, нашим читателям.

 Меня зовут Лео Чанг. Через меня проходят все новые модели баскетбольной обуви компании Nike, и я тот, кто разрабатывал фирменную линию кроссовок KD (Кевин Дюрант) с самого начала и до сегодняшнего дня. Это было просто потрясающе. Для меня это как сон, ставший реальностью. 


 С чего начинался твой путь в роли дизайнера спортивной обуви?

 Я стал дизайнером кроссовок, потому что был буквально одержим обувью еще с седьмого или восьмого классов школы. Я обожал обувь Nike. Это была не просто обувь, это были именно «Найки» с их инновационными системами и сумасшедшим дизайном. В то время я не мог себе позволить купить их кроссовки, поскольку Nike был премиум брендом, и у меня попросту не было денег, но тяга к этой обуви у меня была всегда. 

 У моих друзей были эти кроссовки, а сам я занимался рисованием, поэтому я сложил все вместе – дизайн, искусство и обувь. Я не вспоминал про эту идею до самого моего поступления в колледж (школу дизайна в Род Айленде), поскольку я особо не верил, что когда-нибудь эти планы воплотятся в жизнь. Уже в колледже нам презентовали все основные учебные дисциплины на выбор, и на одном из слайдов появилась дисциплина «промышленный дизайн», на котором красовался кроссовок. Тут-то я и подумал: «Ок,
пришло время вспомнить о старых планах».   

 Не помните, что за модель была на слайде?

 Это был студенческий проект, в реальности таких кроссовок не существовало. Примерно в то время я принял решение заполнить он-лайн форму для поступления на программу стажировки в Nike. Летом 2000 года мне удалось на нее попасть. Меня отправили стажироваться в отдел беговой обуви, и это было незабываемое время, поскольку тогда начинались летние олимпийские игры, и мне удалось поработать бок о бок с ребятами, разрабатывавшими знаменитую модель «gold spikes» золотистого цвета для спринтера Майкла Джонсона, и это было просто невероятно.  
Затем я вернулся в колледж, в 2001 году выпустился и попытался вновь попасть на работу в Nike уже на полный рабочий день. Вначале мне пришлось немного поработать в Tumi Luggage, а уже в октябре я вновь вернулся на работу в отдел беговой обуви Nike. Там я  работал до 2006 или 2007 года, пока не перешел в отдел разработки баскетбольных кроссовок. И почти сразу же занялся работой над фирменной линией KD.

 Ты хотел работать именно над баскетбольными кроссовками?

 Именно. Есть два вида кроссовок, которые меня привлекают больше всего – беговые и баскетбольные, поэтому здорово, что все так удачно сложилось.

 Есть определенная модель кроссовок, которая тебя вдохновила?

 Знаете, многим на ум сразу же приходят «джорданы», но это не про меня. В начале 90х в баскетбольной линии от Nike было много всего интересного. Я даже помню, как был буквально одержим моделями Zoom Spiridon и позже Air Max 97. Меня сводили с ума эти светоотражающие материалы и полосы вдоль всей поверхности кроссовок, это было просто шикарно. Кстати, эти две модели стали одними из первых, которые я приобрел для себя, когда начал зарабатывать реальные деньги. Позже появились модели Flightposite и Hyperflight.   

 Создателем всех этих потрясающих кроссовок был Эрик Авар, я часто видел его в журналах про кроссовки вроде известного «Kicks». Это легендарнейший журнал, он вдохновил целое поколение дизайнеров спортивной обуви.    

 Расскажи о своем обычном рабочем дне.

 Знаете, я даже не знаю, что значит обычный рабочий день. У меня постоянно полно встреч с инженерами, разработчиками, ребятами из отдела маркетинга и моей командой дизайнеров (работающих над цветом и материалами) по поводу разнообразных текущих проектов. Сейчас мы трудимся над 9 поколением, так что… тут важно все, начиная от тестов на износостойкость, заканчивая цветом шнуровки, или встречами с ребятами из PR отдела по поводу того, как донести наши рассказы до потребителей, что очень важно, особенно когда имеешь дело с самыми выдающимися спортсменами и нужно, чтобы история дошла до самого конца. Моя работа как бы заключает в себе все это.  

 Знал ли ты кто такой Кевин Дюрант, когда начинал работать над его фирменной линией KD?

 Я знал о нем…Не особо следил за новостями Техаса, но я знал кто это. К тому же когда мы приняли решение подписать его, я провел немало времени, изучая его биографию, чтобы получше узнать о нем еще до встречи. Это забавно, ведь все люди вокруг говорили что то вроде «да он следующий Джордан», но другого Джордана не будет никогда. Я думаю, тут даже сравнение не особо уместно, ведь их манера игры довольно сильно отличается, но в то время люди чего только о нем не говорили. 

 Когда ваша команда впервые начала работать над его именной коллекцией обуви, было ли что-либо, что вы делали специально под Кевина?

 С точки зрения исполнения, конечно же. Ему всегда нравились легкие модели, а также модели, которые плотно сидят на ноге, чтобы не создавалось лишнего движения ступни в кроссовке. У него довольно узкая стопа, поэтому ему нужна обувь, в которой нога не будет «гулять» туда-сюда в бок. Каждый раз мы создаем новые решения с новыми технологиями и новой архитектурой. Каждая новая модель получается лучше предыдущей.    

 А что насчет эстетики? Пытаетесь ли вы как то сохранить общие узнаваемые черты у каждой новой модели линии?

 Я думаю, эстетический компонент, конечно же, присутствует. Нам иногда приходится угадывать желания Кевина, чтобы как бы быть впереди на один шаг.

 Есть ли у тебя лично какое-либо любимое цветовое решение или форма?

 Я отвечу довольно общей фразой «каждая новая модель считается самой лучшей». Я довольно критично отношусь к результатам своего труда, поэтому к моменту, когда последняя модель кроссовок достигает рынка, я уже во всю думаю о том, как бы сделать следующую модель еще лучше. Иногда мне даже сложно взглянуть назад на свои прежние модели, так как я полностью поглощен мыслями о новинке.  

 Как можно описать путь модели от общей концепции до магазинного прилавка?

 Это 18 месяцев работы, иногда и больше, в зависимости от того, как быстро нам удается разработать ту или иную инновацию. Иногда это занимает два года, иногда три.

 Получается, что все зависит от текущих инноваций?

 Технология flyweave отлично демонстрирует то, о чем мы говорим…Наша команда, отвечающая за инновации, как то начала переговоры с поставщиками по поводу усовершенствования свойств материала. Мы начали плотно сотрудничать с ними, мы делали шаг вперед, потом назад, потом опять вперед, усвоили много нового для себя. Это было здорово и лично для меня это стало огромным опытом в плане понимания процесса конструирования обуви, ведь я не дессинатор, я специалист по промышленному дизайну, поэтому тут очень важно переключать свой мозг на новый тип мышления. Приходилось встречать столько много новых технических терминов, о которых я раньше даже не слышал, и оказывается, что они все очень важны для процесса производства.   

 Используешь ли ты в своей работе другие формы промышленного дизайна?

 Да, конечно. Я часто черпаю вдохновение из мебели, керамики, электроники…такого рода вещей.

А есть ли такие дизайнеры, от которых ты, возможно, черпаешь вдохновение? 

 Из представителей старой школы могу назвать Дитера Рамса с его классическим, по-настоящему чистым, неброским и неподвластным времени дизайном, который, к тому же, смотрится еще и невероятно футуристично. Всегда стремился к этому. 

 Продукция Apple также относится к этой категории?

 Да, Apple – это несомненно круто. Они и впрямь задали новый стандарт, создавая гениальные вещи, взять, к примеру, их прямоугольные формы со скругленными углами. 

 А ведь оглядываясь назад, это решение казалось таким очевидным…

 Оно было очевидным, при этом им каждый раз каким то образом удается делать новую модель так, что предыдущая выглядят устаревшей… 

 Я думаю, то же самое можно сказать и про кроссовки. Можно ведь сразу понять, что эта модель - самая последняя в линейке (KD8).

 Сразу видно, да? Забавно смотреть на эти округло-прямоугольные формы и думать о том, как им удалось сделать новую модель лучше.

 Сейчас первое поколение их телефонов выглядит странно, те модели похожи на калькуляторы или что то вроде того…

 На первый взгляд это даже может показаться смешным. Можно сказать, что современная шестая версия стремится к первой – кажется, что это тот самый округлый кусок мыла.  

 Вернемся к твоей истории…Ты должно быть один из тех, кто роется в сети в поисках редких моделей кроссовок?

 Да, а еще у меня девятый размер обуви, что очень печально. 

 Почему это?

 Потому что это очень распространенный размер. 
Есть ли у тебя любимые коллекции или именные модели, которые ты собираешь? 
Мне всегда нравились беговые и баскетбольные кроссовки. Еще мне нравятся необычные модели…те, которые сразу выделяются своим внешним видом.

 Вроде модели Rift…настолько уродливые, что это выглядит круто.

 Не без этого. Не могу назвать ничего из последнего, но мне нравились такие «странные» кроссовки. Однако это всегда либо баскетбольные, либо беговые…

 Были ли модели, которые ты мог купить, но не купил, и о которых теперь вспоминаешь?

 Полно! Кроме баскетбольных Nike это совершенно точно модели Jordan, и их всегда все хотят заполучить… 

 Ты их ищешь в сети или на складах?

 Также как все. Заходишь в сеть и начинаешь бороться с компьютерными ботами. 

 До этого ты упомянул о том, что тебе нравится светоотражающий материал. Я знаю, что, в конце концов, ориентиром при проектировании обуви всегда служит вкус потребителя, но ответь, влияют ли твои собственные вкусовые предпочтения на конечный результат? 

 Думаю, да. Забавно, ведь моим первым шефом в Nike был легендарный Серджио Лозано, автор модели Max 95. Я ему как то задал примерно такой же вопрос, а все потому, что у него в офисе вся стена была обклеена эскизами моделей, которые он произвел на свет, и это было…Знаете, настоящее безумие! Я ему такой: «Ок. Какая из всех этих моделей на стене твоя самая любимая, какой ты больше всего гордишься?» А он мне в ответ: «Я их не для себя делал», и было здорово, что я услышал это от него в начале своей карьеры, поскольку я понял, что не должен проектировать обувь, ориентируясь на себя. Я должен вкладывать толику своего вкуса и ощущений эстетики, но проектировать обувь для других. Мне скоро стукнет 40, а создавать обувь для сорокалетнего не то же самое, что для нашего рядового целевого потребителя или спортсмена, поэтому важно понимать эту разницу.     

 Сформировалась ли у тебя свои собственные эстетические черты по прошествии стольких лет работы?

Да, ну то есть у меня есть определенные принципы работы над дизайном и вещи, в которые я верю. Люди узнают мой почерк. 

 Когда я готовился к этому интервью, я изучал твои работы, и мне показалось, что у тебя есть определенные характерные черты в дизайне

Я очень многое почерпнул от своих наставников вроде Эрика Авара. Когда ты смотришь на его творения, ты пронимаешь, что он придает инновациям самые простые и прекрасные формы. Есть в его творениях и некая причудливость, которая мне так нравится. Это определенно повлияло на мой стиль и почерк.

 Хорошо сказано. С чем ты связываешь будущее индустрии спортивной обуви? Не так давно шли разговоры о 3д печати, но последнее время они затихли.
 
Да, за этой темой все пристально следят. Что касается меня, то мне бы хотелось, чтобы это был не процесс ради процесса, а то, что приносит пользу. Будет ли от применения подобной технологии какой-либо прогресс, а не просто 3д печать ради 3д печати? Мы все встречались с подобными продуктами, которые в итоге оказываются не более, чем уловкой, а вот когда ты действительно чувствуешь разницу…

 Лично я думаю, что рынок, то есть покупатели, в любом случае сами отфильтруют такие продукты – они посмотрят, примерят, поймут, что тут нет ничего особенного, и вещь просто не зайдет. 

Хороший пример – наша модель NFL Combine Cleat. Для составления ее протектора подошвы и геометрии обычный метод формовки не совсем подходил. Поэтому когда в процессе проектирования рождались идеи относительно позиционирования шипов, привычные методы отступали в сторону, и на помощь приходила технология 3д печати, тут она была как раз кстати. 

 Какой отдел в Nike занимается исследованием подобных вещей?

 У нас есть целая команда, отвечающая за инновации. В ней сотни людей, каждый из которых занимается исследованием своей узкой области. Тут есть место как открытиям, так и неудачам, в исследованиях всегда так… 

 Какой проект был самым увлекательным и какой был самым сложным?

 Любой из линейки KD, а еще мы работали над линией Kyrie. Любой из них был увлекательным, ведь ты напрямую контактируешь со спортсменом, пытаешься услышать его, поэтому это всегда здорово.
Самые сложные…Ну не знаю. То есть в каждом проекте есть свои сложности. KD8 можно назвать одним из самых сложных из-за того, о чем я ранее говорил: приходилось узнавать много нового про материалы и технологические процессы. Я был вынужден освоить целый новых лексикон терминов, чтобы научиться описывать вещи и то, как они работают, поэтому для меня это был интересный опыт. И мне он понравился.

 Были ли модели, которые казались тебе удачными, но которые в конечном итоге так и не увидели свет?

 Прошло уже много времени, но таких моделей было много

 Больше чем те, которые вышли на рынок? 

 Нет, думаю успешных моделей было намного больше. 

 Если соотношение 1 к 3, то думаю это здорово…

 Я сейчас работаю над KD и вне зависимости от того, соответствует ли дизайн линейке в целом, это все равно будут KD. Мы много раз обсуждали с Кевином всевозможные детали, и ему не всегда нравился ход наших мыслей, также как и мне, в какие-то моменты я готов был просто взорваться. Иногда кажется, что ты проклят, такое чувство, что нечетные числа всегда самые сложные.

 Поэтому ты опасаешься девятой модели? 

 Девятая была сложной. Не буду раскрывать детали, но иногда хочется буквально рвать на себе волосы из-за возникающих проблем. Седьмая модель была интересной – не сказать, чтобы проблемной, но у нас была в разработке парочка дизайнов, а Дюранту они не нравились. Поэтому мы начали все сначала и, в конце концов, сделали модель, которая оказалась весьма похожей на ту, которую он изначально забраковал, но со множеством доработок. Не думаю, что когда то были очевидные срывы и провалы. KD были всегда похожи на KD, а дизайн всегда эволюционирует.

 В наших уличных репортажах мы постоянно встречаем людей, которые носят кроссовки с ультрасовременными нарядами. Как думаешь, с чем связана такая мода?

 Думаю, это здорово. Мне эта тенденция нравится, поскольку я всегда считал, что кроссовки можно и нужно носить со всем, начиная от джерси, заканчивая повседневной одеждой. Эта мода важна, в том числе, и в баскетболе. При беседе с баскетболистом это первое, о чем они все говорят – это часть ДНК баскетбола. Когда баскетбол впервые появился в Нью-Йорке, в него играли на улице, тогда играл хип-хоп и столько всего смешалось в этой культуре. Когда я работал в беговом отделе, мы видели, что бегуны – это просто бегуны. Понимаешь, в углу поля с беговой площадкой диджей с пультом обычно не стоит (смеется).
Комментарии
Добавь комментарий
и получи промо код
со скидкой 3%
Похожие статьи